Методические рекомендации по обобщению личного педагогического опыта

 Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

Что значит обобщить? Это значит сделать выводы; выразить основные результаты в общем положении (на основе изучения) — словарь С.И.Ожегова.

Обобщение опыта – это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление педагогом достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.

Обобщение педагогического опыта:

  1. Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого — либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное его описание;
  2. Результат методической деятельности, ее продукт;
  3. Педагогический опыт возникает как диалогическая потребность педагога к совершенствованию собственной деятельности.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно — воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

При обобщении и описании опыта необходимо  ответить на вопросы:

  1. Что я делаю? (предмет деятельности)
  2. Для чего я это делаю? (какова цель?)
  3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
  4. Какой это дает результат?
  5. За счет чего этот результат достигнут?

При описании опыта сначала нужно определить и выделить те основания, на которых происходило его обобщение. Далее должно следовать описание самого опыта как представление частного случая этого общего. Например, Вы можете описать опыт работы по системе развивающего обучения и показать, как в своей практике Вы опираетесь на основные дидактические принципы данной системы, и в чем состоит именно Ваша, индивидуальная манера работы. Аналогично может быть раскрыта система работы по профильному обучению, где показано не только то, каким образом Вами реализуется авторская концепция программы, но и какова Ваша собственная трактовка содержания учебного материала, что Вы внесли своего, чем при этом руководствовались и какие получили результаты.

Обобщение опыта – это аналитическая деятельность. По существу, найдя основания для обобщений, Вам необходимо мысленно провести всю ту работу, которую выполняет аналитик при проведении системного анализа, когда он соотносит идеальную систему с реальной и определяет степень ее полноты и целостности. При этом очень важно, чтобы не произошло смешение реального, то есть того, что Вы делаете на самом деле, и идеального, то есть того, с чем вы соотносите свою собственную деятельность.

Обобщению и описанию может подлежать система или отдельные компоненты вашего педагогического опыта, которые стабильно дают положительные результаты. Важно отразить, на какие научные исследования Вы опирались.

Представлять педагогический опыт необходимо в виде краткого, конструктивного описания, которому должны быть присущи логическая завершенность, информативность, точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий. В опыте следует отразить, зафиксировать оригинальные приемы, методы, средства обучения, творческие находки, которые Вы используете в своей практической деятельности.

Требования, предъявляемые к описанию опыта:

  1. Ясность изложения;
  2. Точность словоупотребления;
  3. Лаконизм;
  4. Строгое соблюдение научной терминологии;
  5. Последовательность изложения позиций;
  6. Логичность;
  7. Взаимность положений.

Кроме представления общей картины, в описание педагогического опыта необходимо включить Ваши личные разработки, подтверждающие и иллюстрирующие сущность обобщенного опыта: планирование учебных занятий, материалы для текущего и итогового контроля, творческие задания, наглядно — иллюстративные материалы и т.д.

Критерии оценки педагогического опыта.

  1. Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования).
  2. Концептуальность

a) Своеобразие и новизна опыта;

б) Обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов.

З. Целостность

a) Необходимость и достаточность материала;

б) Логическая завершенность.

  1. Результативность

a) Ориентированность успеха на конкретный результат;

б) Успехи и достижения обучаемых.

Типичные ошибки при обобщении и описании опыта:

  1. Обобщение опыта подменяется описанием реального плана деятельности педагога;
  2. Не находится истинная основа для обобщения;
  3. В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный;
  4. При обобщении опыта происходит углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта;
  5. Описывается не существующее, а желаемое;
  6. Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле.

Обобщение педагогического опыта – это одна из форм самореализации и самовыражения учителя. Поэтому сегодня Вам необходимо включиться в работу по самодиагностике, анализу своей творческой деятельности, так как это ведет к повышению Вашей самооценки, формирует чувство собственной значимости. Все это будет способствовать активизации Вашей творческой деятельности, научит глубже анализировать свои достижения, бережно относиться к собственным методическим находкам, систематизировать, закреплять и развивать их.

Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теоретический тур).

  • Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.
  • Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).
  • Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.
  • Раскрытие путей реализации педагогического опыта.
  • Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).
  • Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.
  • Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки уроков, занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).
  • Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).

Алгоритм осмысления и описания личного педагогического опыта.

  • Вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках.
  • Определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею.
  • Описать «теоретическую интерпретацию опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения.
  • Описать каждую составную часть концепции, факторы успешности.
  • Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, воспитанников.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?