Методические рекомендации по обобщению личного педагогического опыта
Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
Что значит обобщить? Это значит сделать выводы; выразить основные результаты в общем положении (на основе изучения) — словарь С.И.Ожегова.
Обобщение опыта – это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление педагогом достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.
Обобщение педагогического опыта:
- Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого — либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное его описание;
- Результат методической деятельности, ее продукт;
- Педагогический опыт возникает как диалогическая потребность педагога к совершенствованию собственной деятельности.
Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно — воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.
При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:
- Что я делаю? (предмет деятельности)
- Для чего я это делаю? (какова цель?)
- Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
- Какой это дает результат?
- За счет чего этот результат достигнут?
При описании опыта сначала нужно определить и выделить те основания, на которых происходило его обобщение. Далее должно следовать описание самого опыта как представление частного случая этого общего. Например, Вы можете описать опыт работы по системе развивающего обучения и показать, как в своей практике Вы опираетесь на основные дидактические принципы данной системы, и в чем состоит именно Ваша, индивидуальная манера работы. Аналогично может быть раскрыта система работы по профильному обучению, где показано не только то, каким образом Вами реализуется авторская концепция программы, но и какова Ваша собственная трактовка содержания учебного материала, что Вы внесли своего, чем при этом руководствовались и какие получили результаты.
Обобщение опыта – это аналитическая деятельность. По существу, найдя основания для обобщений, Вам необходимо мысленно провести всю ту работу, которую выполняет аналитик при проведении системного анализа, когда он соотносит идеальную систему с реальной и определяет степень ее полноты и целостности. При этом очень важно, чтобы не произошло смешение реального, то есть того, что Вы делаете на самом деле, и идеального, то есть того, с чем вы соотносите свою собственную деятельность.
Обобщению и описанию может подлежать система или отдельные компоненты вашего педагогического опыта, которые стабильно дают положительные результаты. Важно отразить, на какие научные исследования Вы опирались.
Представлять педагогический опыт необходимо в виде краткого, конструктивного описания, которому должны быть присущи логическая завершенность, информативность, точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий. В опыте следует отразить, зафиксировать оригинальные приемы, методы, средства обучения, творческие находки, которые Вы используете в своей практической деятельности.
Требования, предъявляемые к описанию опыта:
- Ясность изложения;
- Точность словоупотребления;
- Лаконизм;
- Строгое соблюдение научной терминологии;
- Последовательность изложения позиций;
- Логичность;
- Взаимность положений.
Кроме представления общей картины, в описание педагогического опыта необходимо включить Ваши личные разработки, подтверждающие и иллюстрирующие сущность обобщенного опыта: планирование учебных занятий, материалы для текущего и итогового контроля, творческие задания, наглядно — иллюстративные материалы и т.д.
Критерии оценки педагогического опыта.
- Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования).
- Концептуальность
a) Своеобразие и новизна опыта;
б) Обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов.
З. Целостность
a) Необходимость и достаточность материала;
б) Логическая завершенность.
- Результативность
a) Ориентированность успеха на конкретный результат;
б) Успехи и достижения обучаемых.
Типичные ошибки при обобщении и описании опыта:
- Обобщение опыта подменяется описанием реального плана деятельности педагога;
- Не находится истинная основа для обобщения;
- В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный;
- При обобщении опыта происходит углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта;
- Описывается не существующее, а желаемое;
- Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле.
Обобщение педагогического опыта – это одна из форм самореализации и самовыражения учителя. Поэтому сегодня Вам необходимо включиться в работу по самодиагностике, анализу своей творческой деятельности, так как это ведет к повышению Вашей самооценки, формирует чувство собственной значимости. Все это будет способствовать активизации Вашей творческой деятельности, научит глубже анализировать свои достижения, бережно относиться к собственным методическим находкам, систематизировать, закреплять и развивать их.
Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теоретический тур).
- Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.
- Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).
- Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.
- Раскрытие путей реализации педагогического опыта.
- Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).
- Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.
- Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки уроков, занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).
- Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).
Алгоритм осмысления и описания личного педагогического опыта.
- Вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках.
- Определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею.
- Описать «теоретическую интерпретацию опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения.
- Описать каждую составную часть концепции, факторы успешности.
- Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, воспитанников.