Актуальность работы по данной теме обусловлена тем, что рубеж XX–XXI века ознаменовался глобальным кризисом чтения. Всемирное внедрение компьютерных технологий, легко доступный поток информации привели к тому, что выросло поколение детей, не имеющих интереса к чтению. Исследования психологов Борисенко Натальи Анатольевны, Чудиновой Веры Петровны, Квашиной Елены Николаевны говорят о том, что современные дети гораздо хуже запоминают информацию, не умеют анализировать, строить причинно-следственные связи, испытывают большие трудности в освоении всех компонентов речи.
Читательская грамотность, безусловно, формируется в школе, но предпосылки читательской грамотности закладываются на этапе дошкольного детства, т.к. детский сад — это первое звено в общей системе народного образования. Читательская грамотность дошкольника — это способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексы, расширяя свои представления и возможности взаимодействия с социальным окружением.
Юлия Владимировна представила авторское дидактическое пособие «Индивидуальная копилка воспитанника»
В работе с детьми появился журнал «Индивидуальная копилка» для каждого ребенка, в котором он фиксирует разные события, связанные с литературным произведением, с которым знакомится.
Юлия Владимировна подробно рассказала о методах своей работы, провела с педагогами упражнения, помогающие лучше понять принципы создания «Индивидуальной копилки» и провела занятие с воспитателями города.
Результативность работы Птиченко Ю.В. видит в появлении качественных изменений в речевом, познавательном и социально-коммуникативном развитии своих воспитанников. Они стали внимательнее слушать тексты, способны последовательно и связано пересказывать произведения, с легкостью придумывают разные концовки, вводят непредвиденные ситуации, определяют и демонстрируют свои литературные предпочтения и проявляют бережное отношение к книге, т.е. демонстрируют сформированные навыки начальной читательской грамотности.
Не смотря на то, что наш мир стал визуально-цифровым, появились новые технологии, произошло социально-психологическое изменение самого человека, мы педагоги, не должны забывать, что «литературное поле» (а оно, несомненно, есть у каждого ребенка) должно быть вовремя вспахано, так как на следующей ступени образования знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном детстве.
Материал и презентацию мастер-класса можно скачать по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/npz3/8E2LzEigX